Создать акаунт
MotoLifeStyle » Статьи » Чехословацкий мотоцикл для ледовых гонок Jawa-891
Чехословацкий мотоцикл для ледовых гонок Jawa-891

Чехословацкий мотоцикл для ледовых гонок Jawa-891

16 июл 2021, 16:04
Статьи
286
1
Мотоциклы для гонок по льду – особый тип двухколесного транспорта. Для такой техники требуется особенная конструкция, призванная повысить безопасность гонщика.
Далеко не все мировые производители мотоциклов сумели получить опыт создания подобного транспорта, но среди тех, кому довелось иметь дело с мотоциклами для одного из самых опасных видов спорта, можно выделить чехословацкую фирму Jawa. Именно она выпустила один из самых удачных мотоциклов для ледовых гонок, получивший название Jawa-891.

Данная модель появилась в 1973 г. Чехословацкие машиностроители при проектировании этого мотоцикла использовали опыт советских конструкторов, что вполне объяснимо: в СССР гонки на льду проводились с 1940 г., так что разработчики таких мотоциклов знали многие тонкости, которые нужно было учесть при проектировании особенной двухколесной техники.

В первую очередь Jawa-891 выделялся немного удлиненной рамой, усиленной передней вилкой и сильно выступающим задним колесом. Главные же особенности мотоцикла – острейшие стальные шипы на колесах и щитки для предотвращения наезда на другой мотоцикл во время соревнования, а также для защиты гонщика от осколков льда, летящих от колес. Все это привело к увеличению массы мотоцикла до 110 кг.
Важная деталь: шипы устанавливались исключительно с левой стороны, так что направо мотоцикл повернуть просто не мог, и поэтому требовалось организовывать гонки так, чтобы поворачивать нужно было исключительно влево, причем под очень большим углом, поскольку мотоцикл мог разгоняться до крайне опасной скорости 120 км/ч.

Двигатель мотоцикла тоже был особенным. Он работал не на бензине, а на метаноле, что создавало неудобства при подготовке к соревнованиям. Мотор плохо заводился на морозе, поэтому его приходилось прогревать паяльной лампой, а запаса топлива (2,5 л) едва хватало для полноценной гонки. Сам же по себе двигатель был объемом 497 куб. см и развивал 51 л.с. К нему присоединена 2-ступенчатая коробка передач, скорости в которой нужно было переключать правой ногой, что тоже было продиктовано спецификой ледовых гонок.

Еще одна особенность Jawa-891 – отсутствие тормозной системы. Замедление мотоцикла на льду осуществлялось за счет специального механизма, перекрывающего подачу метанола в двигатель.

Jawa-891 в свое время стал одним из самых востребованных мотоциклов для гонок по льду. Многие из них отправились в нашу страну и не раз показали там высокие результаты.

В 1974 г. чехословацкий гонщик Милан Шпинка, управляя таким мотоциклом, стал чемпионом мира.

Мотоцикл постоянно модернизировался: дорабатывались двигатель и защитные приспособления. Модернизированные мотоциклы продолжали участвовать в соревнованиях еще в 80х гг., в то время как первоначальный Jawa-891 уже не был пригоден для ледовых гонок. Сегодня в живых остались считанные единицы таких мотоциклов...

Jawa-891 – особенный чехословацкий мотоцикл. Его создатели сумели внести немалый вклад в один из самых опасных видов спорта, а сегодня сохранившиеся экземпляры хранят память о героях-гонщиках, выступавших на них.

Смотрите также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Arthur Yakovenko
Arthur Yakovenko
По-видимому, требуется особое мужество для того, чтобы участвовать в подобных соревнованиях. Повороты направо исключены, а колесо при движении подобно циркулярной пиле - от одного этого стынет кровь в жилах. И это всё на льду. Представить себе не могу чувства, которые испытывает гонщик, особенно в тяжелых ситуациях, когда чувствует позади надвигающийся рев такой махины.