Создать акаунт
MotoLifeStyle » Статьи » Мотоцикл «Союз» - пионер советского мотостроения
Мотоцикл «Союз» - пионер советского мотостроения

Мотоцикл «Союз» - пионер советского мотостроения

28 янв 2022, 14:06
Статьи
745
2
Советский Союз всегда стремился выйти в лидеры во всём и всегда. Ещё не сформировался окончательный формат правительства, а заводы вовсю начали работу над прорывом в мотостроении. И вот в 1924 году на свет появляется первый советский мотоцикл, получивший простое и звучное название - «Союз».

На тот момент это был прорыв в истории Советского Союза. Никто доселе не ездил по улицам города на самодвижущейся двухколёсной машине, а чаще и вовсе передвигался на конях – ведь автомобилестроение в те годы тоже только начинало развиваться. Выпуском мотоциклов занимался завод «Авиахим №1», ранее имевший название «Дукс».

Его технической разработкой занимались лучшие умы СССР – авиаконструкторы Евгений Гропиус и Андрей Седельников, а также инженер Пётр Николаевич Львов. Кстати, финансирование проекта, опережающего своё время на десяток-другой лет, полностью лежало на Львове, потому и материалы для производства пилотного образца были выбраны наиболее простые и наиболее дешёвые.
Мотоцикл «Союз» - пионер советского мотостроения
На момент выхода устройство мотоцикла отвечало всем современным требованиям. Одноцилиндровый четырёхтактный двигатель, целиком выполненный из чугуна, суммарным объёмом около 500 кубических сантиметров, расходовал около трёх литров топлива при смешанном цикле работы, а трёхступенчатая коробка передач позволяла развить скорость в 70 километров в час, что было практически рекордом при передвижении по городским улицам.
В двигатель масло поступало из-под сиденья водителя, где располагался так называемый «сухой» картер.

Рама мотоцикла являла собою классический треугольник с усиленным низом. Последний, кстати, появился несколько позже, уже во второй модификации – после того, как двигатель первой версии на испытаниях начал отдавать водителю сильную вибрацию.
Не устроила первых испытателей и сравнительно низкая мощность двигателя. Тормозить мотоцикл можно было исключительно задним тормозом, а освещать дорогу в темное время суток можно было за счёт ацетиленового фонаря, запитываемого отдельным генератором. Суммарный вес конструкции составлял почти 130 килограмм.

Спустя год «Союз» после многочисленных доработок вышел на свою первую «марафонскую» дистанцию в 1500 километров. Однако едва дотянув до отметки в 200 километров, «Союз» сошёл с дистанции. Таким образом, данный мотоцикл, выпущенный в единственном экземпляре, не получил финансовой поддержки от тогдашней власти, а потому и не вышел в серийное производство.

Если бы «Союз» производили сегодня, то глава государства точно был бы рад почти полноценному импортозамещению – практически все детали мотоцикла были произведены на территории СССР. Исключение составили магнето (его произвела компания Bosch), а также карбюратор (производства компании AMAC), которые советская промышленность просто была не в состоянии произвести ввиду отсутствия должной технологии.

Впоследствии мотоциклы марки «Союз» были вытеснены более мощными и менее опасными в управлении транспортными средствами. Однако и сегодня нельзя преуменьшать вклад Петра Львова, создавшего первый в СССР мотоцикл. Пусть и не без огрехов и оплошностей, но всё же открывший стране дорогу в мир мотостроения.

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
dimk
dimk
Первый советский мотоцикл! Читал про него еще в журнале " Техника-Молодежи". Еще когда учился в школе год так 1987. Тогда пацаном очень интересно было сравнивать с современными мотоциклами. И кстати есть фильм не помню название черно-белый советский до военный там милиционеры на нем гоняют!
Михаил Петров
Михаил Петров
В принципе, в своё время данный мотоцикл наверно был прям очень популярным. Вот сейчас, конечно, их уже не увидишь. Но не сомневаюсь, что коллекционеры с большим удовольствием купят такой мотоцикл в хорошем состоянии. Ведь иногда хочется поездить на таких прям раритетных штуках. Видно, с каким старанием их изготавливали!